Мерцательная скотома (глазная мигрень): симптомы и лечение

Глазная мигрень – это заболевание, которое характеризуется периодическим выпадением участков из поля зрения.

При этом появляются фосфены – ощущение, будто предметы вокруг светятся и мерцают.

Второе название заболевания – мерцательная скотома. Не смотря на свое название, глазная мигрень в большинстве случаев протекает абсолютно безболезненно.

Причины появления мигрени

Главная причина появления мерцательной скотомы кроется в неправильной работе затылочной области коры головного мозга. Именно в этой области находится центр зрительного анализатора. Таким образом, заболевание развивается не в результате аномалии строения коры, а именно в нарушении ее функционирования.

Спровоцировать приступ глазной мигрени могут следующие факторы:

• Болит головаДлительная гипоксия (кислородное голодание);
  • Табакокурение;
  • Хронический стресс;
  • Умственное переутомление;
  • Интенсивно мерцающий свет;
  • Нарушение режима сна и бодрствования;
  • Аномалии развития сосудов головного мозга;
  • Метеочувствительность;
  • Глобальная перестройка гормональной системы (например, во время менопаузы);
  • Наследственная предрасположенность.

Виды мигрени

Ретинальная форма мигрени отличается тем, что в начале приступа формируется парацентральная или центральная скомота различных размеров и форм. Не исключается слепота на один или оба глаза.

Такие симптомы указывают на ишемию сетчатки. Зрительная аура наблюдается в течение нескольких минут (до получаса), затем в стороне, противоположной нарушению зрения, возникает пульсирующая боль. Симптомы заболевания обратимы.

У девушки болит головаПри офтальмоплегической мигрени нарушается работа глазодвигательного нерва, сопровождающаяся опущением века и мидриазмом (нарушением функции зрачков).

Часто болезнь осложняется формированием расходящегося паралитического косоглазия. Болезнь появляется в детском возрасте, и ее обострение может длиться до месяца.

При ассоциированной базилярной мигрени происходит двухстороннее нарушение зрения и офтальмопарез, указывающие на поражение ствола головного мозга.

Симптомы мерцательной скотомы

Чтобы определить заболевание, нужно знать симптомы глазной мигрени и ее проявление у человека. Приступ глазной мигрени начинается с возникновения небольшой скотомы (участок выпадения поля зрения). Постепенно площадь скотомы увеличивается и начинает сверкать.

ГалюцинацииУказанный феномен появляется одновременно в двух глазах.

Изредка приступ мерцательной скотомы сопровождается полной слепотой и даже зрительными галлюцинациями.

Далее возможно два исхода: либо симптоматика постепенно регрессирует (стихает), либо она перерастает в мигрень с пульсирующей головной болью. Как показывает практический опыт, в большинстве случаев мерцательная скотома предшествует острому приступу головной мигрени.

Выделяют отдельную форму глазной мигрени – болезнь Мёбиуса. Она обусловлена неправильной работой глазодвигательного нерва и сопровождается следующей клинической симптоматикой:

• Птоз (опущение) верхнего века;
  • Анизокория (неодинаковый диаметр зрачков) или мидриаз (расширение зрачков);
  • Расходящееся косоглазие.
Как правило, болезнь Мёбиуса характерна для детского возраста.

Диагностика заболевания

Диагностика мерцательной скотомы должна осуществляться комплексно и включать в себя следующие методы исследования:

• Диагностика глаза девушкиТщательный наружный осмотр глаза с обязательной оценкой зрачковой реакции и объема движений глазных яблок;
  • Офтальмоскопия с изучением глазного дна (особое внимание уделяется исследованию сетчатки, ретинальных сосудов и диска зрительного нерва);
  • Определение границ полей зрения;
  • МРТ (магнитно-резонансная томография) или КТ (компьютерная томография);
  • Ангиография сосудов головы и шеи;
  • Обязательный осмотр невропатолога или, при необходимости, нейрохирурга.

Лечение глазной мигрени

Лечением глазной мигрени (мерцательной скотомы) должен заниматься невропатолог. Следует отметить, что данное заболевание при адекватной терапии имеет достаточно благоприятный прогноз.

Главное — выявить причину мигрени.
В первую очередь необходимо проанализировать все провоцирующие факторы и выявить один, который провоцирует приступ мигрени у конкретного больного. По возможности его нужно полностью устранить.

Для профилактики повторных приступов  неврологи могут назначить следующие группы препаратов:

• ТаблеткиБета-адреноблокаторы;
  • Противоэпилептические средства;
  • Блокаторы кальциевых каналов;
  • Антидепрессанты.

Существует также симптоматическое лечение глазной скотомы, которое направлено на облегчение состояние пациентов во время приступов.

Это могут быть безрецептурные препараты из группы НПВС (нестероидные противовоспалительные препараты: аспирин, ибупрофен), а так же триптаны – средства из группы серотонина: имигран, релпакс, амигренин, тримигрен и прочие.

Перечисленные медикаменты уменьшают интенсивность боли и других неприятных симптомов.

Если у вас остались вопросы о симптомах и лечении глазной мигрени, вы можете задать их в комментариях, и наши специалисты с радостью вам ответят.

Глазная мигрень при беременности

В большинстве случае в период беременности приступы мигрени у женщины становятся более редкими и слабыми. Они могут наблюдаться только в течение первого триместра. Провокаторами приступов могут стать:

• Беременная держит животНарушение режима сна;
  • Дефицит полезных веществ при неправильном питании;
  • Нарушение распорядка дня.

Очень редко приступы глазной мигрени у женщин могут наблюдаться на протяжении всей беременности.

Самолечение в этом случае недопустимо, поскольку большинство лекарственных препаратов могут негативно влиять на плод. Это также относится и к средствам народной медицины.

Для того чтобы предотвратить развитие приступов глазной мигрени при беременности, необходимо:

• Чаще находиться на свежем воздухе;
  • Делать зарядку, при этом избегая сильных физических нагрузок;
  • Избегать стрессовых ситуаций;
  • Правильно питаться, пересмотреть рацион таким образом, чтобы в нем присутствовали овощи и фрукты. Исключить продукты, которые могут спровоцировать приступ (шоколад, сыр, копчености).
  • После консультации с врачом можно использовать нетрадиционные методы лечения, такие как йога или иглоукалывание.

Если приступ начался, беременной женщине, прежде всего, нужно успокоиться и расслабиться, выпить чашку чая с лимоном и лечь, задернув шторы. Если приступы повторяются слишком часто, то следует обратиться к врачу.

Для того чтобы избежать приступов глазной мигрени, необходимо:

• Вести здоровый образ жизни, отказаться от курения и употребления алкогольных напитков;
  • Заниматься спортом;
  • Выполнять длительные прогулки на свежем воздухе;
  • Если приходится долгое время работать в душном помещении, обязательно нужно открывать окно, чтобы обеспечить доступ свежего воздуха;
  • Стоит исключить из рациона блюда фаст-фуда, острую, соленую и жирную пищу;
  • Стараться избегать стрессовых ситуаций, а если этого сделать не удалось, использовать методы релаксации;
  • Если глазная мигрень является следствием хронических заболеваний, их необходимо вовремя лечить;
  • После первого приступа глазной мигрени нужно обязательно обратиться к врачу для выяснения причин заболевания и предотвращения его развития.
Поделитесь статьей с друзьями:
Комментарии:3добавить