Что такое скиаскопия — результаты исследования и противопоказания

Что такое скиаскопия? – это один из методов диагностики в офтальмологии, который позволяет определить рефракцию – способность зрачка преломлять свет.

Скиаскопия была предложена еще в 1873 году ученым Кюнье. В литературе это исследование встречается под названием теневой пробы, ретиноскопии и кератоскопии.

Несомненное преимущество метода заключается в его простоте, доступности и, самое главное, точности результатов.

Сущность скиаскопии

Проведение процедуры скиаскопииСкиаскоп – это инструмент, который представляет собой округлое зеркало с рукояткой. Одна его сторона вогнутая, а другая – плоская. Центр скиаскопа снабжен отверстием, сквозь которое врач наблюдает за глазом испытуемого.

При помощи этого инструмента офтальмолог направляет в зрачок пациента луч света и наблюдает за рефлексом – световым пятном, которое формируется на глазном дне. При повороте скиаскопа тень перемещается и сообщает о тех или иных изменениях рефракции.

Скиаскопия дает возможность с большой точностью определить степень нарушения рефракции. Особенно это важно в следующих случаях:

• Пациент умышленно симулирует заболевание;
  • Обследование маленьких детей, которые не могут рассказать о своих жалобах;
  • Пациенты с нарушением интеллекта.

Показания к проведению

СиаскопСкиаскопия проводится для диагностики следующих заболеваний глаза:

Кроме того, методика может быть использована для контроля скорости прогрессирования глазных болезней и эффективности проводимого лечения.

Кому нельзя проводить скиаскопию

Несмотря на простоту и безобидность метода, скиаскопия имеет ряд противопоказаний:

• Фотобоязнь (повышенная чувствительность к свету);
  • Глаукома или подозрение на нее (исследование может вызвать острый приступ этого заболевания);
  • Скиаскопия у детей, противопоказана до 7 лет;
  • Состояние алкогольного или наркотического опьянения;
  • Острые психические заболевания, при которых пациенты могут причинить ущерб себе и окружающим.

Как проводится скиаскопия

Скиаскопическая линейкаИсследование проводится в темной комнате. В ней должно находиться следующее оборудование:

• Скиаскоп;
  • Электрическая лампа;
  • Набор скиаскопических линеек: одна с отрицательными линзами, другая – с положительными.
Иногда вместо скиаскопа используется ретиноскоп, а вместо скиаскопических линеек — обычные линзы, которые используют при подборе очков.

Перед исследованием пациенту выполняют циклоплегию – расширение зрачка при помощи закапывания циклодола или атропина. Такое мероприятие повышает точность результата.

Расширение зрачка Пациент усаживается на стул на расстояние от 0,67 до 1 м от врача. С левой стороны на уровне глаз испытуемого располагается включенная лампа. Врач при помощи скиаскопа направляет в глаз пациента световой пучок, который падает на глазное дно, а затем поворачивает зеркало в разных направлениях. Тень при этом перемещается и позволяет судить о рефракции глаза.

Если была проведена циклоплегия, пациент во время исследования смотрит на отверстие скиаскопа. Если же зрачок не расширяли, смотреть надо за ухо врача.

Анализ результатов

Определение вида рефракции

Если используется плоское зеркало: при гиперметропии, миопии (меньше – 1,0 диоптрии) и эмметропии (нормальной рефракции) тень на глазном дне перемещается в том же направлении, что и зеркало скиаскопа. Если имеет место более выраженная миопия (более – 1,0 Д), то тень движется в противоположном от скиаскопа направлении.

Если используется вогнутое зеркало: результат противоположный описанному выше.
Схема проведения процедуры

Определение степени миопии и гиперметропии

Для этого необходимо применить метод нейтрализации тени. С этой целью используют скиаскопические линейки или линзы для подбора очков. Пациент держит их на расстоянии 12 мм от роговицы.

Возможны следующие результаты:

• Если тень отсутствует, это значит, что степень миопии составляет не больше – 1,0Д.
  • Если степень миопии больше, чем – 1,0 Д, тень будет двигаться. Тогда к глазу приставляют отрицательные линзы, начиная с самых слабых. Показатель оптической силы линзы, при которой тень исчезает, прибавляют к – 1,0 Д и, таким образом, вычисляют степень миопии.
  • Для определения степени гиперметропии проводят ту же процедуру, но уже с положительными линзами. Чтобы вычислить рефракцию, необходимо отнять от 1,0 Д показатель оптической линзы стекла, при котором тень исчезает.

Определение рефракции при астигматизме

Чтобы уточнить степень рефракции при астигматизме, проводят специальное исследование, которое называется цилиндроскиаскопия. От обычной скиаскопии исследование отличается использованием цилиндрических линз.

Для точного определения степени астигматизма нужны дополнительные методы исследования. Узнать о них больше можно здесь.

Надеемся, что из нашей статьи вы узнали что такое скиаскопия, для чего она нужна и в каких случаях ее нельзя применять, если остались вопросы — задавайте их в комментариях, и наши специалисты ответят вам в кратчайшие сроки.

Поделитесь статьей с друзьями:
Комментарии:3добавить